Сложности в производстве боковых автобусных окон

Электрические автобусы, сокращение выбросов в атмосферу, передовые системы безопасности и даже автономные транспортные средства – всё это только некоторые из популярных тем минувшей выставки Busworld в Брюсселе.

За исключением лишь нескольких инноваций, новых решений остекления на выставке особо не наблюдалось. Однако были представлены некоторые интегрированные дисплеи, ламинированные светодиодные индикаторы назначения, а также низкоэмиссионные покрытия, способные снизить проникновение тепла.

Также было удивительно увидеть большое количество плоских боковых окон, все еще доминирующих на рынке. Верхние углы, состоящие из двух отдельных стеклянных панелей, не являются самым визуально привлекательным решением. Но, по словам производителей, оно по-прежнему является наиболее экономически выгодным.

Но так ли это? И с какими еще сложностями сталкиваются производители боковых транспортных окон сегодня?

Боковое окно – плоское или гнутое?

Плоское закаленное стекло по-прежнему более часто используется в городских автобусах, тогда как изогнутые окна чаще можно увидеть на междугородных рейсах. Поскольку парки городских автобусов достаточно масштабные, и количество новых автобусов на заказ довольно значительно, решающим фактором остается цена. А плоское стекло стоит дешевле, чем гнутое.

Это правда. Однако гнутое стекло имеет и другие преимущества, которые делают его таким же хорошим или даже лучшим, чем плоское стекло.

Например, гнутое стекло более прочное, чем плоское. Следовательно, оно может быть тоньше. Вместо того чтобы использовать панель в 5 миллиметров, вы могли бы выбрать 4 или даже 3 миллиметра, сэкономив от 100 до 200 кг веса транспортного средства и уменьшив его выбросы в атмосферу.

Другим преимуществом является возможность использования изоляционных стекол в боковых окнах без чрезмерного увеличения веса транспортного средства. Заменив традиционные монолитные окна изоляционными, вы можете повысить комфорт пассажиров, уменьшая проникновение тепла летом и его потери зимой.

Более того это возможность снизить расход топлива, поскольку необходимость в использовании кондиционера или обогревателя сокращается тоже.

Bus side window

Различные методы моллирования стекла

С точки зрения производства, гнутое закаленное боковое окно не сильно отличается от плоского. Необходимо лишь заменить традиционную плоскую линию закалки отсеком для закалки и моллирования, за которым будет следовать секция охлаждения. При этом, в зависимости от конфигурации, время производственного цикла и производительность могут даже не измениться.

Давайте рассмотрим основные методы моллирования доступные сегодня:

  1. Продольное моллирование (LB)
  2. Поперечное моллирование (CB)
  3. Система моллирования стекла на основе пресс-формы

Продольное моллирование (LB) 

Загиб происходит либо пока стекло целиком находится в секции моллирования, (гибкий процесс с колебаниями, который подходит для более низких мощностей) или во время перехода (непрерывный процесс, в основном используемый, когда необходима высокая пропускная способность).

Этот процесс позволяет получить более высокие оптические качества, так как стекло загибается сразу же после выхода из печи. Необходимость перегрева в этом методе отсутствует абсолютно. Таким образом, этот метод также позволяет изгибать и закалять 3-миллиметровое стекло, гарантируя хорошие оптические качества.

Кроме того, из-за монтажного направления стеклянной панели в автобусе, не видны волны от роликового конвейера, так как они горизонтальны.

Продольное моллирование в основном подходит для производства стекла с постоянным радиусом. Секция моллирования может быть либо зафиксированной (для крупносерийного производства с длинной продолжительностью перестройки печи на новый тип продукции), либо регулируемой (с короткой перенастройкой, подходящей для мелкосерийного производства).

Поперечное моллирование (CB)

В основном этот тип моллирования используется для загиба стекла с постоянным радиусом. Однако его также можно настроить на производство с нестандартным или меняющимся радиусом, что является основным преимуществом метода.

Загиб происходит только после того, как стекло полностью пропущено через секцию моллирования. Это, в свою очередь, требует перегрева, чтобы компенсировать охлаждение стекла, происходящее во время его перехода и загиба.

Этот метод также не исключает появление волнистости от роликов, особенно при обработке более тонких стекол в 3 или 4 миллиметра. Однако поскольку в данном случае волны вертикальные после установке в автобусе они хорошо видны пассажирам и прохожим.

Система моллирования на основе пресс-формы

Метод моллирования стекла на основе пресс-формы обычно используется для сложного загиба, например, для задних окон. В то же время он также может быть настроен на загиб, как с постоянным, так и с меняющимся радиусом. Загиб происходит только после того, как стекло полностью пропущено через секцию с пресс-формой. Этот процесс тоже требует перегрева стекла, чтобы компенсировать охлаждение, происходящее во время его перехода.

Метод на основе пресс-формы чаще всего имеет поперечный загиб, что ограничивает возможности моллирования с меньшими радиусами и меньших размеров.

В этом случае опять, из-за перегрева стекла, из-за тенденции к поперечному загибу, а в некоторых ситуациях также из-за направления установки стекла в автобусе, страдают оптические качества стекла. Это приводит к искажениям, которые видны пассажирам.

Side window with optical distorsions (Golden Dragon in Busworld, glass by Fuyao) 
Боковое окно с оптическими искажениями (Golden Dragon на Busworld, стекло от Fuyao).

Optically flawless side window (Irizar in Busworld, glass by Vidur.)
Оптически безупречное боковое окно (Irizar на Busworld, стекло от Vidurglass).

Сложности сегодня и в будущем

Современные технологии, а также новые требования становятся всё более актуальными, когда речь касается боковых стекол – будь они плоские или гнутые. Обусловлено это мировым стремлением к экологичности, снижению выбросов и сокращению расхода топлива.

Из-за своих очевидных преимуществ, низкоэмиссионные покрытия, например, становятся все более популярными для бокового остекления. Не допуская проникновение тепла через окно, можно уменьшить размер кондиционера, что опять-таки означает более низкий расход топлива и меньшее количество выбросов в атмосферу. Кроме того, этот тип покрытия повышает комфорт пассажиров.

Однако низкоэмиссионное покрытие не только блокирует солнечное излучение, но также и тепловое излучение печи, что значительно усложняет процесс нагрева. Исключить эту проблему можно только при помощи использования конвекционной технологии нагрева.

Кроме того, большинство современных боковых стекол имеют черные фритты по краям. Фритты же также создают проблему в процессе закалки. Если покрытия отражают излучение, то области с черной печатью поглощают его. Это предъявляет высокие требования, как к печи, так и к выбранной технологии нагрева. Но опять же, использование конвекции позволяет устранить и эту проблему. А в наиболее сложных же ситуациях может потребоваться сосредоточенная конвекция или нагрев в несколько этапов – и в нескольких секциях печи.

Встроенное вентиляционное отверстие, или так называемое стекло в стекле, является довольно распространенным сейчас. Подобное отверстие – это экономичное решение для вентиляции без использования дополнительных каркасов на корпусе. Однако такая конфигурация предъявляет строгие требования к процессу нагрева и загибу, а также ограничивает выбор метода моллирования только методом на основе роликов.

Sliding glass vent observed by process expert Mika Olan from Glaston
Эксперт по процессам Мика Олан из Glaston рассматривает раздвижное вентиляционное отверстие.

Изоляционное стекло выбирают на севере

Использование изоляционного стекла в боковых окнах уже сегодня достаточно распространено в северных странах. Однако такое стекло означает более строгие требования к форме, производственным допускам и стабильности процесса.

В то время как производители со старой технологией вынуждены справляться с жесткими допусками, соглашаясь на более низкий выход продуктов, передовые игроки поступают иначе. Регулярно инвестируя в технологии автоматизации и новое оборудование, они сохраняют свое конкурентное преимущество, максимально увеличивая производительность процесса.

Автоматизация – это ключ к достижению допусков, необходимых для производства изоляционного стекла. И этап нагрева, и загиб и охлаждение – всё влияет на форму конечного продукта. Следовательно, весь процесс должен хорошо контролироваться. Автоматизация же играет важную роль в поддержании максимальной стабильности процесса.  

Автоматическое профилирование нагрева, автоматическое регулирование нагрева роликов и автоматическая регулировка мощности вентилятора, исключающая негативных последствий от изменения температуры окружающей среды – это лишь некоторые ситуации, когда автоматизация увеличивает эффективность моллирования стекла.

Хотите узнать больше?

Подписаться на рассылку Glastory

Поделиться историей

Об авторе

Juha Karisola

Over 20 years of experience in finding solutions for glass processors in automotive, architectural and appliance sectors. Main expertise in tempering and in glass bending applications. Currently heading Glaston's Business Unit for laminating, bending & tempering technologies.

The challenges of bus side window manufacturing today

Electric buses, reduction of emissions, advanced safety systems and even autonomous vehicles were all popular topics at the Busworld exhibition this year in Brussels.

Save for a few new innovations, the glazing solutions on display were quite conservative. However, a range of integrated displays, laminated LED-based destination indicators and low-emissivity coatings capable of reducing heat gain were presented.

It was also surprising to see a considerable number of straight side windows still dominating at the event. Upper corners built up of two separate glass panes are not necessarily the most appealing visually. But according to the manufacturers, they are still the most cost-effective solution.

But is it so? And what other challenges do side window manufacturers face today?

Side window – flat or bent?

Flat tempered glass is still widely used in city buses, whereas curved windows can be seen more often in coaches and intercity buses. As city bus fleets are large, and the number of new buses per order is quite high, cost is the decisive factor. And flat glass simply costs less than bent glass.

This is true. But bent glass offers other benefits, which makes it as good as or even better than flat glass.

For instance, bent glass is more rigid than flat glass. Therefore, it can also be thinner. Instead of using 5 mm, you could go down to 4 or even 3 mm, saving 100 or 200 kg in the weight of the vehicle and reducing emissions.

Another benefit would be the possibility of using IG in the side windows without increasing the weight of the vehicle too much. Replacing traditional monolithic windows with IG improves passenger comfort by reducing any heat gain in the summer and heat loss in the winter.

What’s more, fuel consumption goes down, thanks to the reduced need for AC and heating.

Bus side window

Different bending processes available

Process-wise, a bent tempered side window doesn’t differ that much from a flat tempered side window. It only takes replacing the traditional flat quench with a bending and tempering section followed by a cooling track. Depending on the configuration, the cycle time and capacity can remain the same.

Let’s have a look at the different bending processes available today:

  1. Lengthwise bending (LB)
  2. Crosswise bending (CB)
  3. Mold-based system

Lengthwise bending (LB) – the glass is bent lengthwise on a roller bed

The bending follows either when the glass is completely run on the bending section, a flexible process with oscillation that is also suitable for lower capacities, or during the transfer, which is a continuous process mainly used for high-capacity applications.

This LB process gives the best optics, as the glass is bent right after exiting the furnace. No overheating is needed. Therefore, this method also allows bending and tempering of 3-mm glass with good optical quality.

Additionally, due to the mounting direction of the glass pane in a bus, roller waves are invisible, as they are horizontal.

The LB process is basically suitable only for a constant radius. The bending section can be either fixed, with a long changeover for long series, or adjustable, with a short changeover that suits short series, as well.

Crosswise bending (CB) – the glass is bent crosswise either on rollers or wheels

This type of bending process is mostly used for constant radii. However, it can be also adjusted for irregular or varying radii as well, which is the main advantage of this method.

Bending can be performed only after the glass is run completely through the bending section. This, in turn, requires corresponding overheating to compensate for the cooling during the glass transfer and bending.

This adds waviness from the rollers, especially when processing thinner 3- and 4-mm glasses. Due to the installation direction of the window glass in a bus, the waves are vertical, and therefore, clearly visible to passengers and passers-by.

Mold-based system where the glass is bent on a mold

The mold-based method is generally used for complex bending, such as for backlites, but can be adjusted for regular and irregular radii as well. The bending can be performed only after the glass is run completely through the mold bending section. This process also requires overheating glass to compensate for the cooling during the glass transfer.

The mold-based system tends to have cross bending, which limits bending possibilities for smaller radii and smaller sizes.

Here again, due to glass overheating, the tendency to cross curvature, and in some cases, also the installation direction, the optical quality is compromised. This results in distortions visible to passengers.

Side window with optical distorsions (Golden Dragon in Busworld, glass by Fuyao) 
Side window with optical distortions (Golden Dragon in Busworld, glass by Fuyao).

Optically flawless side window (Irizar in Busworld, glass by Vidur.)
Optically flawless side window (Irizar in Busworld, glass by Vidurglass).

Challenges today and in the future

Whether flat or bent, new technologies and requirements are gaining ground for side windows. This is driven by global trends toward sustainability, lower emissions and lower fuel consumption.

Low-emissivity coatings are becoming increasingly popular for side windows due to their obvious advantages. By reducing heat gain, the AC system can be made smaller, which again means lower fuel consumption and fewer emissions. Additionally, this type of coating also increases passenger comfort.

Low-E coating, however, complicates the heating of the glass. While blocking solar radiation, it also blocks the heating radiation in the furnace. To overcome this problem, the use of convection becomes a necessity.

Most of the sidelites today have black printing around the edges. This black printing is also a big challenge for today’s tempering process. While the coating reflects the radiation, the black print absorbs the heat radiation. This places a high demand on the furnace and the chosen heating technology. For example, the use of convection is a must to overcome these challenges. And in the most difficult cases, a focused convection or heating in several steps – and in several furnace sections – must be considered.

Integrated vents, or so-called glass-in-glass applications, are nowadays quite usual. The glass-in-glass vent allows an economical solution for venting without using additional frameworks on the body. However, this configuration sets tight requirements for the heating as well as for the bending and limits the bending method to roller-based processes only.

Sliding glass vent observed by process expert Mika Olan from Glaston
Sliding glass vent observed by Service Engineer Mika Olan from Glaston

IG units up north

In northern countries, IG units used in side windows are already quite common. This sets tight requirements on the shape accuracy, production tolerances and process repeatability.

Whereas manufacturers with old technology are forced to cope with tighter tolerance by accepting a lower yield, frontrunners invest continuously in automation and new technologies and keep a competitive edge by maximizing the process yield.

Automation is key to achieve the tolerances required for IG production. Heating, bending and cooling all have significant effects on the shape, and therefore, the whole process must be well controlled. Automation plays a significant role in maintaining the process conditions to be as stable as possible.

Automatic heat profiling, automatic roller heat control and automatic blower power adjustment to eliminate the negative effect of the changing ambient temperature are just few examples where automation is adds value to glass bending.

Want to know more?

Sign up for Glastory newsletter

Share this story

About the author

Juha Karisola

Over 20 years of experience in finding solutions for glass processors in automotive, architectural and appliance sectors. Main expertise in tempering and in glass bending applications. Currently heading Glaston's Business Unit for laminating, bending & tempering technologies.